Муниципальное учреждение дополнительного образования

Детский Центр «Исток»

и  

Научное Общество Учащихся.

 

 

 

 

Положение

о 

проведении экологической игры

«Круговороты».

 

 

Автор: Проничев Сергей Владимирович, педагог дополнительного образования.

Гусь-Хрустальный, 2002 г.

 

 

¨Краткая аннотация.

Игра «Круговороты» создана с целью приобщения школьников к пониманию сложных процессов круговорота веществ в природе через участие их в модели круговорота внутри абстрактной экосистемы. Процесс игры подхватывает каждого участника и вовлекает его в постоянное движение по замкнутому кругу. Переходя от одного природного компонента к другому, школьники знакомятся не только с составом природных факторов окружающей среды, но и с законами движения веществ и миграции элементов. Выполняя роли различных химических элементов учащиеся знакомятся с самыми распространенными элементами на Земле и понимают закон сохранения энергии, закон рациональности и целесообразности. Ход игры можно разделить на три этапа, которые не имеют четких границ, но закономерно проявляют себя. Первый этап – начальный. Игроки будут лишь пытаться вникнуть в ход игры, найти ее скрытые возможности, понять механизм, отыскать внутренние пружины. На втором этапе идет привыкание к обнаруженным условиям и закономерностям. Третий этап наиболее интересен, так как игроки учатся использовать открытые возможности игры в своих интересах, используя при этом на практике закон целесообразности и сохранения энергии. В результате все игроки приходят из состояния беспорядочного и случайного характера движения к упорядоченному и целенаправленному движению.

 

 

 

 

 

¨Правила игры.

Стать игроком может каждый школьник в возрасте 13 – 15 лет.  Все игроки делятся по жребию на команды. Каждая команда (2 – 4 человека) становится каким-либо химическим элементом. Свою игру команды начинают со стартовых позиций, которые одновременно являются промежуточными игровыми станциями. Суть игры сводится к тому, что бы набрать как можно больше зачетных очков. Зачетные очки зарабатывают отдельные участники в командах. Для того, что бы получить одно очко необходимо совершить полный круг от своей стартовой позиции и до нее же, пройдя при этом через другие промежуточные станции. По сумме зачетных очков, заработанных игроками в каждой команде, определяется команда победительница. Переходя от станции к станции, игроки отвечают на вопросы. Ответ может правильным или неправильным, поэтому от каждой станции существует и два пути к следующим. Таким образом, неизвестно где и как нужно отвечать, что бы выбрать кратчайший и самый оптимальный путь своего круговорота. На каждой станции свой набор вопросов, которой задается в порядке очередности, поэтому нет уверенности, что вопросы не будут повторяться для каждого отдельного игрока. Время игры определяется в 1 час – это один год. Как и во всяком году есть периоды затишья и активности, которые будут определяться ведущими игры, вводом по ходу игры дополнительных условий, имитирующих естественные изменения.

 

 

 

 

 

¨ Ход игры.

атмосфера

 
Принципиальная схема игры хорошо иллюстрируется рисунком.

 

 

 

 


почва

 
                                                                                     ,õ           

бентос

 
 


                                 ô

Осадочные породы

 
 

 


Как видно из схемы, участники процесса проходят через ряд компонентов – факторов. Они все делятся на биотические – живые организмы: рыбы, бентос, животные и растения наземные; абиотические – вода Мирового Океана, осадочные породы, воздух атмосферы; и еще один компонент, который находится на границе сред обитания и представляет из себя особое природное тело – почва. Каждый компонент находится в тесной взаимосвязи с другими, что иллюстрируется стрелками. Через связи (стрелки) проходят основные потоки веществ. Таким образом, в игре будет несколико промежуточных станций:


·        Атмосфера

·        Растительность

·        Травоядные

·        Хищники

·        Рыбы

·        Осадочные породы

·        Почва

·        Бентос.

 


  Между этими станциями крутятся вещества:


·        Кислород

·        Кремний

·        Железо

·        Углерод

·        Алюминий

·        Фосфор

·        Вода


Значит в игре принимают участие всего 7 команд. В каждой команде может быть от 2 до 5 человек, всего от 14 до 35 играющих. При этом по 2 человека на каждую станцию – еще 16 человек. И, наконец, 2 – 3 ведущих. Таким образом, в игре может принимать участие до 54 человек.

Все играющие после жеребьевки становятся тем или иным элементом. Жребий можно проводить разными способами. Самый простой – написать на бумажках названия веществ в одинаковых долях по количеству играющих, сложить их в мешочек, предложить играющим вытащить жребий. Все расходятся по своим станциям и по общему сигналу, например, определенное время, начинается движение игроков. На станциях сидят заранее подготовленные люди, - смотрители станций, знающие свои вопросы. Они задают вопросы участникам и отправляют их на следующие станции. Для контроля за игроками, каждому дается карточка учета, где отмечается откуда игрок ушел и куда направлен и как ответил на вопрос. Учетные карточки заполняются смотрителями станций. Как только игрок появляется на той станции, которая у него в карточке стоит первая, то есть он с нее начинал, он тут же получает зачетное очко.

Состав вопросов на каждой станции носит примерно такой характер:


1.     Термин – что такое?

2.     Выбрать неверный вариант

3.     Самый, самый, самый

4.     Особенности отдельных факторов

5.     Вопросы почему?

6.     Высказывания – верно или неверно

7.     Ученые

8.     Вопрос по охране природы

9.     Раскрытие зависимостей.


Вопросы смотрители задают в порядке их очередности по кругу. При этом, от каждого смотрителя два пути, в зависимости от правильности ответа: ответил верно – идешь в одну сторону, то есть к одной станции, а нет – к другой. Но, у двух смотрителей на одной станции пути симметричны. Порядок движения от одной станции к двум другим определяется в тайне от играющих и обговаривается только со смотрителями.

Ведущие игры могут по своей воле усложнить игру, вводя новые условия.  Например, можно задерживать игроков на станциях, собирая по два – три на одной. Можно наоборот, ускорить процесс, убрав на время одну из станций или вариант пути. Можно перевести ряд игроков из одной команды в другую, переименовав их названия. Основные же нововведения происходят во время игры стихийно, эвристическим путем.

 

 

Учетная карточка игрока.

 

Команда

Откуда

Куда

Вопрос №

Ответ

Кислород

Атмосфера

Растительность

1

+

 

Растительность

Травоядные

2

 - 

 

Смета

расходов на проведение игры «Круговороты».

1.    Канцелярские товары.

·       Бумага писчая: 1 пачка r 110 руб. = 110 р.

·       Ватман: 2 штуки r 5-50 руб. = 11 руб.

·       Маркеры цветные: 4 шт. r 10 руб. = 40 руб.

2.    Призы.

Всего 55 штук:

·       За первое место: 10 шт. r 25р. = 250 р.

·       За второе место: 10 шт.r 15р. = 150р.

·       За третье место: 10 шт. r 10 р. = 100р.

·       Ведущим: 16 шт. r 10 р. = 160 р.

·       Поощрительные призы проигравшим:

19 шт.r 5 р. = 95 р.

 

 

итого …………………………………. 916 рублей

Вопросы к игре.

Почвы.

1. Что такое почва.

2. Какой горизонт определяет плодородие почвы: а) гумус  б) дерн  в) подзол 

г) вмывание.

3.        Самая плодородная почва.

4.        Что образуется в почве при засушливом климате.

5.        Почему на севере почвы не плодородные.

6.        Какой русский ученый был основоположником почвоведения.

7.        Какой район нашей страны нуждается в охране почвы.

8.        Как изменяется плодородие почв в нашей стране с севера на юг.

 

Горные породы.

 

1. Как образуются осадочные породы.

2. На сколько групп делятся осадочные породы:  а) 4  б) 5  в) 6  г) 3.

3. Самый крепкий минерал.

4. Какие породы образуются при извержении вулкана.

5. Почему высокие горы со временем становятся ниже.

6. Люди едят камни. Справедливо ли это.

7. Самый известный отечественный академик, изучавший горные породы.

8. Где впервые был создан минералогический заповедник.

9. В каких районах чаще встречаются магматические породы.

 

 

 

 

Бентос.

 

1. Что такое бентос.

2. Что из перечисленного относится к бентосу: а) дафнии  б) циклопы  в) скаты г) акула.

3. Самая большая глубина Океана, на которой обнаружена жизнь.

4. Основная масса бентоса сосредоточена до глубины 200м. Почему.

5. Почему у камбалы оба глаза на одной стороне.

6. Планктон – это бентос и обитает на дне морей. Справедливо ли это.

7. Какой великий француз изучал жизнь Океана на судне «Каллипсо».

8. Почему следует прорубать лед зимой.

9. У донных рыб глаза направлены вверх. Почему.

 

Растительность.

 

1. Что такое растительность.

2. Какое растение не подходит к семейству крестоцветных: а) редис  б) паслен  в) сурепка  г) пастушья сумка.

3. Самое большое дерево.

4. Какие растения характерны для севера.

5. Почему на севере отсутствует растительность.

6. Верно ли, что кувшинка цветет желтыми цветами.

7. Какой русский ученый нашел родину важнейших зерновых культур.

8. Какое из этих растений: венерин башмачок, купена, ландыш, - занесено в  Красную книгу.

9. Почему на экваторе растительность самая разнообразная.

 

 

Атмосфера.

1. Что такое атмосфера.

2. Самый нижний слой атмосферы: а) стратосфера б) тропосфера  в) ионосфера г) биосфера.

3. Самый распространенный элемент атмосферы.

4. Какая часть атмосферы лучше прогревается.

5. Почему с высотой уменьшается атмосферное давление.

6. В атмосфере больше всего содержится кислорода. Правда ли это.

7. Кто придумал периодическую систему химических элементов.

8. Почему нужно охранять озоновый слой атмосферы.

9. Что происходит с температурой и давлением, если мы опускаемся.

 

Хищники.

1. Кто такие хищники.

2. Кто из этих животных является хищником: а) слон б) панда в) жираф г)белый медведь.

3. Самый быстрый хищник.

4. Какое хищное животное в бразилии само длинное.

5. Почему крупные хищники имеют крепкие зубы.

6. Правда ли, что орлу нужны крепкие когти, что бы разрывать добычу.

7. Самый известный современный ученый океанист.

8. Какой крупный хищник из кошачьих, обитающий в нашей стране, занесен в Красную книгу.

9. Может ли лев напасть на слона.

 

 

 

 

Рыбы.

1. Кто такие рыбы.

2. Какая из этих рыб может вырабатывать электричекий ток: а) китовая акула б) белая акула в) скат г) морской кот.

3. Самая большая рыба.

4. Какая крупная речная рыба имеет усы.

5. Чем рыбы отличаются от морских зверей.

6. Верно ли: воздушный пузырь нужен рыбе, что бы дышать.

7. Какой ученый основал Московский университет и был назван его именем.

8. Почему осетра нуждаются в охране.

9. Почему у поверхности воды рыб больше, чем в глубине.

 

Травоядные.

1. Кто такие травоядные.

2. Какое из этих животных травоядное:          а) медведь бурый; б) медведь белый;           в) бамбуковый медведь; г) медведь гризли.

3. Самое крупное травоядное наземное животное.

4. Какое африканское травоядное животное имеет длинную шею.

5. Почему бурого медведя нельзя отнести к травоядным.

6. Верно ли, что пингвин не является травоядным, потому что он питается рыбой.

7. Автор теории эволюции органического мира.

8. Какое крупное травоядное копытное охраняется в заповеднике «Беловежская пуща».

9. Что произойдёт с численностью зайцев, если год был урожайным.

 

  

 

 

 

 

Hosted by uCoz