Должностная инструкция классного руководителя Утверждаю Директор школы _____________() 03.09.2005 года. основная общеобразовательная школа ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ Классный руководитель 1. Общие положения. 1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе тарификационно-квалификационной характеристики классного руководителя, утвержденной приказом Минобразования РФ и Госкомвуза РФ от 31 августа 1995 года №463/1268 по согласованию с Министерством труда РФ (постановление Минтруда России от 17 августа 1995 года №46). При составлении инструкции учтены также Примерные рекомендации об организации службы охраны труда в образовательном учреждении системы Министерства образования РФ, утверждённые приказом Минобразования РФ от 27 февраля 1995 года №92. 1.2. Классный руководитель назначается и освобождается от должности директором школы. 1.3. Классный руководитель должен иметь высшее или среднее профессиональное образование без предъявления к стажу педагогической работы. 1.4 Классный руководитель подчиняется непосредственно заместителю директора школы по воспитательной работе.. 1.5. В своей деятельности классный руководитель руководствуется Конституцией и Законами РФ, Уставом и нормативными актами Владимирской области и Администрацией города Гусь-Хрустальный, Указами Президента РФ, решениями правительства РФ, решениями органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся, правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными актами школы (в том числе настоящей должностной инструкцией), трудовым договором, приказами и распоряжениями директора школы, настоящей должностной инструкцией. Классный руководитель соблюдает Конвенцию о правах ребёнка. 2.Функции Основными направлениями деятельности классного руководителя являются: 2.1. создание благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся; 2.2. формирование коллектива класса; 3. должностные обязанности Классный руководитель выполняет следующие должностные обязанности: 3.1 работает с обучающимися закрепленного за ним классом; 3.2 осуществляет изучение личности каждого обучающегося в классе, его склонностей, интересов; 3.3 создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого обучающегося в классе; 3.4 способствует развитию у обучающихся навыков общения, помогает обучающемуся решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, учителями, родителями; 3.5 направляет самовоспитание и саморазвитие личности обучающегося; вносит необходимые коррективы в систему его воспитания; 3.6 осуществляет помощь обучающимся в учебной деятельности; выявляет причины низкой успеваемости, организует их устранение; 3.7 содействует получению дополнительного образования обучающимися через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в школе, учреждений дополнительного образования детей и по месту жительства; 3.8 обновляет содержание жизни коллектива класса в соответствии с возрастными интересами обучающихся и требованиями жизни общества; 3.9 соблюдает права и свободы обучающихся; 3.10 совместно с органами самоуправления обучающихся ведет активную пропаганду здорового образа жизни; проводит физкультурно-массовые, спортивные и другие мероприятия, способствующие укрепления здоровья обучающихся в классе; 3.11 ведет в установленном порядке документацию класса, контролирует заполнение обучающимися дневников и проставление в них оценок; 3.12 поддерживает постоянный контакт с родителями обучающихся (лицами их заменяющими); 3.13 планирует воспитательную работу класса; 3.14 обеспечивает безопасное проведение образовательного процесса; 3.15 оперативно извещает администрацию о каждом несчастном случае, принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи; 3.16 вносит предложения по улучшению и оздоровлению условий проведения образовательного процесса, а также доводит до сведения заведующего кабинетом, руководства обо всех недостатках в обеспечении образовательного процесса, снижающих жизнедеятельность и работоспособность организма обучающихся; 3.17 проводит инструктаж обучающихся по безопасности проведения воспитательных мероприятий с обязательной регистрацией в классном журнале или журнале регистрации инструктажа; 3.18 организует изучение обучающимися правил по охране труда, правил дорожного движения, поведения в быту, на воде и т.д.; 3.19 соблюдает Устав и Правила внутреннего трудового распорядка школы, иные локальные правовые акты школы; 3.15 соблюдает законные права и свободы обучающихся; 3.16 участвует в работе педагогического совета школы и совещаниях, проводимых администрацией школы; 3.17 проходит периодические бесплатные медицинские обследования; 3.18 соблюдает этические нормы поведения в школе, быту, общественных местах, соответствующие общественному положению учителя; 3.19 систематически повышает свою профессиональную квалификацию; участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы. 3.20 осуществляет воспитательную работу с детьми, находящимися на индивидуальном обучении, следит за проведением уроков по расписанию индивидуальных занятий, спосбствует получению учащимся дополнительного образования, вовлекает в проведение классных и школьных мероприятий. 4. Права. Классный руководитель имеет право: 4.1 участвовать в управлении школой в порядке, определяемом Уставом школы; 4.2 на защиту профессиональной чести и достоинства; 4.3 знакомится с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения; 4.4 защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного расследования или служебного расследования, связанного с нарушением учителем норм профессиональной этики; 4.5 на конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законов; 4.6 свободно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, учебники; 4.7 повышать квалификацию; 4.8 аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получать ее в случае успешного прохождения аттестации; 4.9 давать обучающимся во время занятий и перемен обязательные распоряжения, относящиеся к организации занятий и соблюдению дисциплины, привлекать обучающихся к дисциплинарной ответственности в случаях и порядке, установленных Уставом и Правилами о поощрениях и взысканиях обучающихся школы. 4.10 выступать с инициативой, вносить предложения о совершенствовании деятельности школы, выступать с деловой, конструктивной критикой. 4.11 Создавать собственные воспитательные системы и программы, творчески применять новые методы, формы и приемы воспитания, руководствуясь единственным принципом "не навреди". Классный не имеет право: 4.12 Унижать личное достоинство воспитанника, оскорблять его действием или словом, придумывая клички, навешивая ярлыки и т.п. 4.13 Использовать оценку (школьный балл) для наказания или расправы над учеником. 4.14 Злоупотреблять доверием ребенка, нарушать данное воспитаннику слово, сознательно вводить его в заблуждение. 4.15 Использовать семью (родителей или родственников) для наказания ребенка. 4.16 Обсуждать коллег, представляя их в невыгодном свете, подрывая авторитет учителя и всего педколлектива. 5. Ответственность. 5.1 Классный руководитель несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время проводимых им мероприятий; за нарушение прав и свобод обучающихся. 5.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, иных локальных нормативных актов, законных распоряжений директора школы, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, в том числе за не использование предоставленных прав, классный руководитель несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение. 5.3. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, а также совершение иного аморального поступка классный руководитель может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом РФ "Об образовании". Увольнение за данный поступок не является мерой дисциплинарной ответственности. 5.4. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса классный руководитель привлекается к административной ответственности в порядке и случаях, предусмотренных административным законодательством. 5.5. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба всвязи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей классный руководитель несет материальную ответственность в порядке и пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством. 6. Взаимоотношения. Связи по должности. Классный руководитель: 6.1. самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть; 6.2. предоставляет заместителю директора по воспитательной работе отчет о своей деятельности; 6.3. получает от администрации школы информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами; 6.4. работает в тесном контакте с учителями, родителями обучающихся (лицами их заменяющими); систематически обменивается информацией по вопросам входящим в свою компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками школы. 7. Классный руководитель должен знать: 7.1. Закон Российской Федерации "Об образовании". 7.2. Конвенцию ООН о правах ребенка. 7.3. Педагогику детскую, возрастную, социальную психологию. 7.4. Школьную гигиену. 7.5. Педагогическую этику. 7.6. Теорию и методику воспитательной работы. 7.7. Основы трудового законодательства. 8. Классный руководитель должен уметь: 8.1. Общаться с детьми, поощряя детскую активность, ответственность, подавая собственный пример деловитости и ответственности. 8.2. Видеть и формулировать свои воспитательные цели. 8.3. Составить план воспитательной работы в собственном классе. 8.4. Организовать воспитательное мероприятие. 8.5. Организовать и провести родительское собрание. 8.6. Пользоваться психолого-диагностическими тестами, анкетами, опросниками, другими диагностическими методиками и корректно использовать их в воспитательной работе. 9. Документация и отчетность. Классный руководитель ведет (заполняет) следующую документацию: 9.1. Классный журнал. 9.2. Классное портфолио 9.3. Личные дела учащихся. 9.4. Протоколы родительских собраний. 9.5. Дневник учащихся. 9.6. Папки с разработками воспитательных мероприятий, результатами классных педагогических и социально-психологических исследований. С инструкцией ознакомлена: _______________________________________() С инструкцией ознакомлена: _______________________________________() С инструкцией ознакомлена: _______________________________________() С инструкцией ознакомлена: _______________________________________() С инструкцией ознакомлена: _______________________________________() С инструкцией ознакомлена: _______________________________________() С инструкцией ознакомлена: _______________________________________() С инструкцией ознакомлена: _______________________________________() С инструкцией ознакомлена: _______________________________________() С инструкцией ознакомлена: _______________________________________() С инструкцией ознакомлена: _______________________________________() С инструкцией ознакомлена: _______________________________________() С инструкцией ознакомлена: _______________________________________() С инструкцией ознакомлена: _______________________________________()