Скоро Весна! – размышления зимним вечером.

Эссе.

Зимние вечера становятся все длиннее. В один из таких вечеров я сижу у окна  и наблюдаю, как меркнет день. Мягкий снег, слегка подгоняемый грустным зимним ветром, неловко ложится на поверхность всех предметов, незаметно изменяя их контуры. Мои мысли переливаются также плавно, как струящийся поземкой снег. И чем больше расплываются в зимних сумерках очертания предметов, тем  отчетливее и стройнее становится течение моих рассуждений.

Судьбе было угодно сделать так, чтобы связать мою жизнь со школой, с педагогикой. Правилен ли был мой выбор, или это был не выбор, а предназначение? Этот вопрос с годами все настойчивее врывается порой самым неожиданным образом  в виде непредвиденных или мало ожидаемых неудач и разочарований, а иногда он овладевает сознанием постепенно, исподволь, но причина все та же – огорчение от осознания того, что не все задуманное в мыслях удается реализовать в жизни.

Школьная жизнь моя и моих учеников не может быть однозначно хорошей или плохой, в ней есть всего помаленьку: и радость от маленьких побед, и разочарование от взаимного непонимания, удовольствие от решения конкретных задач и холод ссор от беспричинной неприязни. И итог прожитых лет в школе с одним или другим классом также всегда различен. Это и понятно – нельзя повторить с другими того, что  получилось с их предшественниками.  Каждый новый класс – это не просто новые дети, лица, это новые характеры, судьбы, семьи. Начинать каждый раз творить из них людей, а лучше сказать личности, становится задачей номер один. Я работаю на них, но вот работают  ли они на меня? – наверное, нет, но я не могу не изменяться! Эти изменения не заметны сразу, но со временем они накапливаются, и вот я уже не тот, что был несколько лет назад. И те проблемы, что касаются не столько лично меня, а всего образования вообще, становятся ближе, роднее.

Проблема образования сегодня – это как мне представляется не процесс передачи знаний, опыта поколений, а скорее это идея народного просвещения. Просвещать и давать образование… Что должна делать школа?  И  где заключена разница в этих понятиях? Получить образование – это  значит стать  знающим, компетентным настолько, насколько это требует современные стандарты модернизации образования. А вот просвещение требует от человека постоянного, непрерывного образования, а, следовательно, повышения компетенции по всем отраслям современной жизни. Значит, получая образование, современный школьник должен получать и навыки просвещения. Выходит, что одним образованием, в том контексте, что мы трактуем сегодня – обучение плюс воспитание – не  обойтись. Помимо сформированных знаний, умений, приемов необходимо учить своих учеников оставаться «ЧЕЛОВЕКОМ» - личностью просвещенной и готовой к дальнейшему просвещению, гражданственной и  способной на поступки, достойные гражданина своей страны.

Эта идея далеко не нова, но и в тоже время, она обновляется по мере общественных изменений. Сегодня мы погрязли в море лжи, обмана, иллюзий и идиллий. Легкие деньги сводят всех с ума.  Жить «как на западе» хотят все, но работать «как на западе» умеет далеко не каждый. Перед школой, как перед основой гражданственности и государственности стоит архиважная миссия – разрушения этих нелепых и чуждых нашей российской культуре понятий, которые и на западе то преподносятся совсем по-другому, а вот на нашей родине получили совершенно извращенное и наглое лицо. Лицо бесстыдное,  безапелляционно выставляющее на всеобщее обозрение самое интимное и дорогое с экрана мониторов. Сколько грязи, черноты и других черт темной стороны человеческой души  выворачивают наружу разнообразные телевизионные шоу!!! 

А учитель? Я сам? Что я могу противопоставить этой сумасшедшей, сумасбродной, бесшабашной атаке? Только самого себя.

Я как учитель, как живая клеточка российской школы остался один, в изоляции, без государственной поддержки, без средств, финансов, но далеко не без сочувствия. Это сочувствие мягкой, теплой струей проникает в мою судьбу со стороны родителей моих учеников, которые по большей части оказались в такой же изоляции, и, так же как и я, чувствуют неприемлемость такого положения. Они верят мне и помогают. Эта их вера в меня помогает мне возрождаться вновь и вновь после жестоких провалов и разочарований. И каждый раз я возвращаюсь сильнее и мудрее.

И вот уже где-то на горизонте начинает сереть восток. Зимняя ночь переходит в утро. Мягкий свет неяркого, но такого долгожданного Солнца несет надежду и уверенность в приходе весны. Радостное возбуждение предстоящих перемен постепенно охватывает организм, – я хочу жить,  радоваться, приносить счастье себе и другим. Мой выбор  – это мое предназначение. Судьба определила, а мне оставалось сделать шаг. И я сделал его, и иду вперед гордый, живой, сильный. А настоящая сила не в деньгах и власти, СИЛА – В ПРАВДЕ. Правда не всегда сладка, но тот, кто смог ее принять, тот становится вдвойне сильнее. Я верю, что мои ученики стали не вдвое, а гораздо более сильными…

Снег почти перестал идти, еще неверный свет открыл передо мною картину свежей нетронутой белизны и чистоты морозного зимнего дня. А в мозгу настойчиво и оживленно бьется одна мысль: «Скоро весна… Скоро Весна!»

Назад

 

Hosted by uCoz