Скоро Весна! – размышления
зимним вечером.
Эссе.
Зимние вечера становятся все
длиннее. В один из таких вечеров я сижу у окна
и наблюдаю, как меркнет день. Мягкий снег, слегка подгоняемый грустным
зимним ветром, неловко ложится на поверхность всех предметов, незаметно изменяя
их контуры. Мои мысли переливаются также плавно, как струящийся поземкой снег.
И чем больше расплываются в зимних сумерках очертания предметов, тем отчетливее и стройнее становится течение моих
рассуждений.
Судьбе было угодно сделать
так, чтобы связать мою жизнь со школой, с педагогикой. Правилен ли был мой
выбор, или это был не выбор, а предназначение? Этот вопрос с годами все
настойчивее врывается порой самым неожиданным образом в виде непредвиденных или мало ожидаемых
неудач и разочарований, а иногда он овладевает сознанием постепенно, исподволь,
но причина все та же – огорчение от осознания того, что не все задуманное в
мыслях удается реализовать в жизни.
Школьная жизнь моя и моих
учеников не может быть однозначно хорошей или плохой, в ней есть всего
помаленьку: и радость от маленьких побед, и разочарование от взаимного
непонимания, удовольствие от решения конкретных задач и холод ссор от
беспричинной неприязни. И итог прожитых лет в школе с одним или другим классом
также всегда различен. Это и понятно – нельзя повторить с другими того,
что получилось с их
предшественниками. Каждый новый класс –
это не просто новые дети, лица, это новые характеры, судьбы, семьи. Начинать
каждый раз творить из них людей, а лучше сказать личности, становится задачей
номер один. Я работаю на них, но вот работают
ли они на меня? – наверное, нет, но я не могу не изменяться! Эти
изменения не заметны сразу, но со временем они накапливаются, и вот я уже не тот,
что был несколько лет назад. И те проблемы, что касаются не столько лично меня,
а всего образования вообще, становятся ближе, роднее.
Проблема образования сегодня
– это как мне представляется не процесс передачи знаний, опыта поколений, а
скорее это идея народного просвещения. Просвещать и давать образование…
Что должна делать школа? И где заключена разница в этих понятиях?
Получить образование – это значит
стать знающим, компетентным настолько,
насколько это требует современные стандарты модернизации образования. А вот
просвещение требует от человека постоянного, непрерывного образования, а,
следовательно, повышения компетенции по всем отраслям современной жизни.
Значит, получая образование, современный школьник должен получать и навыки
просвещения. Выходит, что одним образованием, в том контексте, что мы трактуем
сегодня – обучение плюс воспитание – не
обойтись. Помимо сформированных знаний, умений, приемов необходимо учить
своих учеников оставаться «ЧЕЛОВЕКОМ» - личностью просвещенной и готовой к
дальнейшему просвещению, гражданственной и
способной на поступки, достойные гражданина своей страны.
Эта идея далеко не нова, но
и в тоже время, она обновляется по мере общественных изменений. Сегодня мы
погрязли в море лжи, обмана, иллюзий и идиллий. Легкие деньги сводят всех с
ума. Жить «как на западе» хотят все, но
работать «как на западе» умеет далеко не каждый. Перед школой, как перед
основой гражданственности и государственности стоит архиважная миссия –
разрушения этих нелепых и чуждых нашей российской культуре понятий, которые и
на западе то преподносятся совсем по-другому, а вот на нашей родине получили
совершенно извращенное и наглое лицо. Лицо бесстыдное, безапелляционно выставляющее на всеобщее
обозрение самое интимное и дорогое с экрана мониторов. Сколько грязи, черноты и
других черт темной стороны человеческой души
выворачивают наружу разнообразные телевизионные шоу!!!
А учитель? Я сам? Что я могу
противопоставить этой сумасшедшей, сумасбродной, бесшабашной атаке? Только
самого себя.
Я как учитель, как живая клеточка
российской школы остался один, в изоляции, без государственной поддержки, без
средств, финансов, но далеко не без сочувствия. Это сочувствие мягкой, теплой
струей проникает в мою судьбу со стороны родителей моих учеников, которые по
большей части оказались в такой же изоляции, и, так же как и я, чувствуют
неприемлемость такого положения. Они верят мне и помогают. Эта их вера в меня
помогает мне возрождаться вновь и вновь после жестоких провалов и
разочарований. И каждый раз я возвращаюсь сильнее и мудрее.
И вот уже где-то на
горизонте начинает сереть восток. Зимняя ночь переходит в утро. Мягкий свет
неяркого, но такого долгожданного Солнца несет надежду и уверенность в приходе
весны. Радостное возбуждение предстоящих перемен постепенно охватывает
организм, – я хочу жить, радоваться,
приносить счастье себе и другим. Мой выбор
– это мое предназначение. Судьба определила, а мне оставалось сделать
шаг. И я сделал его, и иду вперед гордый, живой, сильный. А настоящая сила не в
деньгах и власти, СИЛА – В ПРАВДЕ. Правда не всегда сладка, но тот, кто смог ее
принять, тот становится вдвойне сильнее. Я верю, что мои ученики стали не
вдвое, а гораздо более сильными…
Снег почти перестал идти, еще неверный свет открыл передо мною картину свежей нетронутой белизны и чистоты морозного зимнего дня. А в мозгу настойчиво и оживленно бьется одна мысль: «Скоро весна… Скоро Весна!»